Санкции - какой будет Россия через 5-10 лет?

23.06.2022   15:17Источник: Финам.RU©

АКРА проанализировало опыт других крупных стран с похожей внешнеторговой специализацией, которые сталкивались с эмбарго, а также имели опыт жизни под длительными санкциями. Релевантными для прогноза по России признаны следующие страны и эпизоды:

1. ЮАР (1962–1971 годы): де-факто слабые ограничения импорта нефти из стран ОПЕК, а также импорта оружия; частичные барьеры для международного сотрудничества в сфере культуры, спорта и образования.

2. ЮАР (1986–1994 годы): сильные ограничения импорта из ЕС, США, Японии и ряда других стран; средние по силе ограничения экспорта в крупнейших товарных категориях; транснациональные компании прекращают инвестиции и сворачивают деятельность.

3. Иран (1979–1989 годы): заморозка международных резервов и частных иностранных активов; вторичные санкции со стороны США против компаний, ведущих бизнес и осуществляющих инвестиции; продолжение действия ограничений на экспорт нефтепродуктов; ирано-иракская война.

4. Иран (2010–2022 годы): запрет на импорт технологий нефтедобычи и производства нефтепродуктов и оружия из ЕС; запрет на инвестиции и кредитование правительства; отключение банков от SWIFT; нефтяное эмбарго (ЕС + США); заморозка международных резервов.

5. Венесуэла (2014–2022 годы): заморозка активов ЦБ и банков; ограничения экспорта в основных товарных категориях (США); ограничения импорта оружия из ЕС; уже существующий глубокий экономический и политический кризис.

Сходства. Все перечисленные эпизоды содержат элементы эмбарго со стороны одного из ведущих торговых партнеров, что, вероятно, будет относиться и к России на прогнозном горизонте (экспорт нефти и нефтепродуктов в ЕС). Как и Россия, все анализируемые страны в начале ограничений относились к группе стран со средними доходами (40–80 места по ВВП на душу населения по ППС в соответствующем году) и были относительно слабо открыты для внешней торговли (внешнеторговый оборот - 30–40% ВВП). Доля стран, де-юре присоединившихся к основным санкциям, в мировом ВВП была во всех случаях сопоставима на пике жесткости ограничений (>50%).

Отличия России. По сравнению с рассматриваемыми странами Россия к началу санкционных ограничений имела более диверсифицированную промышленность и более крупную экономику (в 2-7 раз), а также была в большей мере обеспечена природными ресурсами и продовольствием. Кроме того, до начала действия ограничений экономические политики в России, по-видимому, были заметно более продвинутыми. При этом экономика России перед введением ограничений не имела перспектив реализации демографического дивиденда для поддержки экономического роста, а скорость введения большинства жестких санкций в нашем случае была существенно выше (заняла несколько месяцев, а не лет).

Таблица 2. Основные характеристики санкционных режимов в рассматриваемых странах

Источник: Всемирный банк, локальные статистические агентства и центральные банки, расчеты АКРА

Выводы, сделанные из сравнения эпизодов, для прогноза с горизонтом5-10 лет:

1. С течением времени санкции чаще де-факто ужесточаются даже без их юридического ужесточения (при условии сохранения политического статус-кво).

2. Достаточно жесткие санкции могут вести к снижению размеров экономики и деловой активности на 10–20% по сравнению с альтернативным сценарием, в рамках которого санкции не вводились.

3. Даже с учетом переориентации поставок на другие рынки эмбарго может снижать физические объемы экспорта и импорта, но ограничение импорта может носить более долгосрочный и ярко выраженный характер (потери до 40%).

4. Около половины негативных экономических эффектов в странах, существующих в условиях жестких санкций, нельзя напрямую ассоциировать с санкциями. Такие эффекты могут быть связаны с решениями во внешней и внутренней политике, которые были приняты до начала санкций и не являлись ответом на введение ограничений. Таким образом, снятие санкций не всегда позволяет компенсировать отставание в благосостоянии, аккумулированное за период санкционного режима.

Рисунок 1. Относительное благосостояние стран падало после начала действия санкционного режима*

* Но, скорее всего, не исключительно вследствие него. Так, на Иран в 1980-е годы также существенно влияла ирано-иракская война, а Венесуэла начала испытывать экономический кризис раньше 2014 года. Россия в 2014 году испытала шок платежного баланса, более чем наполовину связанный с пересмотром ожиданий по будущей конъюнктуре нефтяных цен.

Источник: Penn World Tables, расчеты АКРА

Рисунок 2. Потери в физических объемах импорта после введения / ужесточения санкционного режима

Источник: статистические органы стран, расчеты АКРА

Рисунок 3. Потери в физических объемах экспорта после введения/ужесточения санкционного режима

Источник: статистические органы стран, расчеты АКРА


Курсы валют

USD ЦБ 25/06 53.3234 -0.0344 -0,06%
EUR ЦБ 25/06 55.9640 -0.0246 -0,04%
GBP ЦБ 25/06 65.2785 -0.1061 -0,16%
USD бирж. 24/06 53.4000 -0.0650 -0.12%
EUR бирж. 24/06 56.0725 -0.1300 -0.23%
Калькулятор валют Обменные пункты

Индикаторы рынка

РТС 24/06 1414.96 -1.45 -0.10%
ММВБ 24/06 2391.51 -13.03 -0.54%
Нефть Brent 24/06 113.18 3.35 3.05%

Биржевые индексы

Dow Jones 24/06 31501.74 823.34 2.68%
Nasdaq 24/06 11607.62 375.75 3.35%
S&P 500 24/06 3911.77 116.04 3.06%
FTSE 100 24/06 7208.81 188.36 2.68%
CAC 40 24/06 6085.99 202.66 3.44%
SSEC Comp 24/06 3349.75 29.60 0.89%
Nikkey 225 24/06 26491.97 320.72 1.23%
Hang Seng 24/06 21719.06 445.19 2.09%
Bovespa 24/06 98672.26 591.92 0.60%

Котировки акций банков

Сбербанк 24/06 137.76 0.91 0.66%
Сбербанк пр. 24/06 130.18 -0.32 -0.25%
ВТБ 24/06 0.0186 0.0000 0.11%
ФК Открытие 29/11 679 5 0.74%