23.06.2022 15:17Источник: Финам.RU©
АКРА проанализировало опыт других крупных стран с похожей внешнеторговой специализацией, которые сталкивались с эмбарго, а также имели опыт жизни под длительными санкциями. Релевантными для прогноза по России признаны следующие страны и эпизоды:
1. ЮАР (1962–1971 годы): де-факто слабые ограничения импорта нефти из стран ОПЕК, а также импорта оружия; частичные барьеры для международного сотрудничества в сфере культуры, спорта и образования.
2. ЮАР (1986–1994 годы): сильные ограничения импорта из ЕС, США, Японии и ряда других стран; средние по силе ограничения экспорта в крупнейших товарных категориях; транснациональные компании прекращают инвестиции и сворачивают деятельность.
3. Иран (1979–1989 годы): заморозка международных резервов и частных иностранных активов; вторичные санкции со стороны США против компаний, ведущих бизнес и осуществляющих инвестиции; продолжение действия ограничений на экспорт нефтепродуктов; ирано-иракская война.
4. Иран (2010–2022 годы): запрет на импорт технологий нефтедобычи и производства нефтепродуктов и оружия из ЕС; запрет на инвестиции и кредитование правительства; отключение банков от SWIFT; нефтяное эмбарго (ЕС + США); заморозка международных резервов.
5. Венесуэла (2014–2022 годы): заморозка активов ЦБ и банков; ограничения экспорта в основных товарных категориях (США); ограничения импорта оружия из ЕС; уже существующий глубокий экономический и политический кризис.
Сходства. Все перечисленные эпизоды содержат элементы эмбарго со стороны одного из ведущих торговых партнеров, что, вероятно, будет относиться и к России на прогнозном горизонте (экспорт нефти и нефтепродуктов в ЕС). Как и Россия, все анализируемые страны в начале ограничений относились к группе стран со средними доходами (40–80 места по ВВП на душу населения по ППС в соответствующем году) и были относительно слабо открыты для внешней торговли (внешнеторговый оборот - 30–40% ВВП). Доля стран, де-юре присоединившихся к основным санкциям, в мировом ВВП была во всех случаях сопоставима на пике жесткости ограничений (>50%).
Отличия России. По сравнению с рассматриваемыми странами Россия к началу санкционных ограничений имела более диверсифицированную промышленность и более крупную экономику (в 2-7 раз), а также была в большей мере обеспечена природными ресурсами и продовольствием. Кроме того, до начала действия ограничений экономические политики в России, по-видимому, были заметно более продвинутыми. При этом экономика России перед введением ограничений не имела перспектив реализации демографического дивиденда для поддержки экономического роста, а скорость введения большинства жестких санкций в нашем случае была существенно выше (заняла несколько месяцев, а не лет).
Таблица 2. Основные характеристики санкционных режимов в рассматриваемых странах
Источник: Всемирный банк, локальные статистические агентства и центральные банки, расчеты АКРА
Выводы, сделанные из сравнения эпизодов, для прогноза с горизонтом5-10 лет:
1. С течением времени санкции чаще де-факто ужесточаются даже без их юридического ужесточения (при условии сохранения политического статус-кво).
2. Достаточно жесткие санкции могут вести к снижению размеров экономики и деловой активности на 10–20% по сравнению с альтернативным сценарием, в рамках которого санкции не вводились.
3. Даже с учетом переориентации поставок на другие рынки эмбарго может снижать физические объемы экспорта и импорта, но ограничение импорта может носить более долгосрочный и ярко выраженный характер (потери до 40%).
4. Около половины негативных экономических эффектов в странах, существующих в условиях жестких санкций, нельзя напрямую ассоциировать с санкциями. Такие эффекты могут быть связаны с решениями во внешней и внутренней политике, которые были приняты до начала санкций и не являлись ответом на введение ограничений. Таким образом, снятие санкций не всегда позволяет компенсировать отставание в благосостоянии, аккумулированное за период санкционного режима.
Рисунок 1. Относительное благосостояние стран падало после начала действия санкционного режима*
* Но, скорее всего, не исключительно вследствие него. Так, на Иран в 1980-е годы также существенно влияла ирано-иракская война, а Венесуэла начала испытывать экономический кризис раньше 2014 года. Россия в 2014 году испытала шок платежного баланса, более чем наполовину связанный с пересмотром ожиданий по будущей конъюнктуре нефтяных цен.
Источник: Penn World Tables, расчеты АКРА
Рисунок 2. Потери в физических объемах импорта после введения / ужесточения санкционного режима
Источник: статистические органы стран, расчеты АКРА
Рисунок 3. Потери в физических объемах экспорта после введения/ужесточения санкционного режима
Источник: статистические органы стран, расчеты АКРА
USD ЦБ | 25/06 | 53.3234 | -0.0344 | -0,06% |
EUR ЦБ | 25/06 | 55.9640 | -0.0246 | -0,04% |
GBP ЦБ | 25/06 | 65.2785 | -0.1061 | -0,16% |
USD бирж. | 24/06 | 53.4000 | -0.0650 | -0.12% |
EUR бирж. | 24/06 | 56.0725 | -0.1300 | -0.23% |
Калькулятор валют Обменные пункты |
РТС | 24/06 | 1414.96 | -1.45 | -0.10% |
ММВБ | 24/06 | 2391.51 | -13.03 | -0.54% |
Нефть Brent | 24/06 | 113.18 | 3.35 | 3.05% |
Dow Jones | 24/06 | 31501.74 | 823.34 | 2.68% |
Nasdaq | 24/06 | 11607.62 | 375.75 | 3.35% |
S&P 500 | 24/06 | 3911.77 | 116.04 | 3.06% |
FTSE 100 | 24/06 | 7208.81 | 188.36 | 2.68% |
CAC 40 | 24/06 | 6085.99 | 202.66 | 3.44% |
SSEC Comp | 24/06 | 3349.75 | 29.60 | 0.89% |
Nikkey 225 | 24/06 | 26491.97 | 320.72 | 1.23% |
Hang Seng | 24/06 | 21719.06 | 445.19 | 2.09% |
Bovespa | 24/06 | 98672.26 | 591.92 | 0.60% |
Сбербанк | 24/06 | 137.76 | 0.91 | 0.66% |
Сбербанк пр. | 24/06 | 130.18 | -0.32 | -0.25% |
ВТБ | 24/06 | 0.0186 | 0.0000 | 0.11% |
ФК Открытие | 29/11 | 679 | 5 | 0.74% |